40.
Лариса
(10.05.2008 12:20)
0
Здравствуйте, Борис Георгиевич! Вас беспокоит редактор газеты "Качканарский рабочий" из г.Качканара Свердловской области. Мы очень любим фильм с вашим участием "Главный конструктор". И вот в городе нашелся человек, как оказалось, ваш дублер по фильму, танкист Василий Николаевич Таупьев. Если вам интересно, высылаем вам статью, которая была опубликована в нашей газете с его воспоминаниями о работе над этим фильмом. Материал называется "В одном танке с Борисом Невзоровым". В одном танке с Борисом Невзоровым Юлия Ларионова. Пару недель назад по одному из многочисленных телеканалов шел фильм про войну «Главный конструктор». Я смотрела его не очень внимательно, но вот мой папа отчего-то очень волновался и постоянно шикал на нас, когда мы с мамой пытались переговорить телевизор. Спустя некоторое время он закричал: -- Смотрите, вот он, это я, который в полушубке! Мы глазам своим не поверили. На экране в военной форме прохаживался серьезный военный, а перед ним в шеренгу выстроилось несколько человек, и одним из них был действительно мой папа! Я знала, конечно, что Василий Николаевич Таупьев -- майор танковых войск, 26 лет отслужил в Советской армии, был в Германии, Чехословакии, и еще в нескольких странах, называть которые он категорически отказывается. Но чтобы сниматься в кино? Это я слышала впервые. Мы с мамой смотрели фильм теперь уже очень внимательно, а папа только посмеивался над нами и говорил: -- Ждите-ждите, я еще в одном эпизоде есть! После фильма мы наперебой бросились расспрашивать папу, как это вышло, что он весь фильм был дублером Бориса Невзорова, игравшего главную роль, а мы ничего не знаем? И Василий Николаевич начал свой рассказ: -- В 1978 году, после 5 лет службы в Германии и 5 лет службы в Забайкальском военном округе, я вернулся в Верхнюю Пышму, куда попал по распределению еще в 1961 году. Я был замом командира 252 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона. Там и довелось мне сняться в фильме «Главный конструктор». Командир части вызвал меня к себе и сказал, что Свердловской киностудии заказан фильм о Кошкине, конструкторе танка Т-34. Съемки будут проходить на Верхне-Пышминском военном полигоне. А мне поручено быть механиком-водителем знаменитой «тридцатьчетверки» и, считай, исполнителем главной роли. «Давай, Василий Николаевич, кроме тебя некому, никто лучше тебя эту технику не знает», -- так и сказал командир. Через несколько дней привезли из Кургана два стареньких Т-34. Они были в очень плохом состоянии, ведь в то время мы уже на Т-55 служили. Т-34 еще стреляли, и пушка была, а пулеметы сняты. Я весь танк разобрал и собрал своими собственными руками. Отладил весь под себя, такую конфетку сделал! Съемки шли 3 месяца чуть ли не каждый день. Иногда всего часа по два-три. Ведь каждый из актеров не в одном фильме снимался. Отснимут сцену, а их уже такси ждет, и обратно на самолет: кто в Ленинград, кто в Москву летит, на другие киностудии. А назавтра опять прилетают, их такси уже у аэропорта встречает и на полигон везет. Бывало, конечно, что и целый день снимали, и ночные съемки были, и в метель, и в буран. Жизнь у артистов, конечно, тяжелая, всегда на колесах, спят только в самолетах. Сегодня здесь, завтра – там, в любую погоду надо сниматься и в любое время. Это мне все Борис Невзоров рассказывал. Он играл роль главного конструктора Т-34 Михаила Кошкина. Я с ним три месяца бок о бок в одном танке провел! Очень общительный человек. Мы с ним и обедать вместе ездили к нам в часть, очень ему хотелось на танке покататься. В Т-34 башня тесная, только 2 человека может поместиться -- заряжающий и наводчик. Когда надо было в кадре Невзорова показать, он садился на мое место механика, а я рядом сидел. Например, по сценарию Кошкин ехал и влетел в овраг. Танк должен его преодолеть! Оператор мне говорит: «Ты разгонись и в овраг со всего маху влетишь!» Хотели мне подушек в башню наложить, чтобы я не разбился, да я отказался. На первой передаче съехал в овраг и повис. Борис Невзоров залез в танк, а ему уже бинты навязали, синяки и ссадины нарисовали, как будто он лоб расшиб. Его отсняли, я опять залез в танк и выехал потихонечку. -- Какие еще приходилось выполнять трюки? -- Для фильма нужно было показать скорость движения танка. Но я не гонял -- танк старенький, да и зачем, если у них есть ускорение съемки? Вот я езжу туда-сюда, а они снимают. Оператор мне все кричит: «Поближе, поближе подбирайся!» А я что, дурной? Зимой ведь снимали. Танк идет – буран снега за ним! Кричу ему: «Я тебя как снегом обдам – улетишь со своей кинокамерой!» Ну, где можно было, я старался поближе подойти. А оператор, бесстрашный человек, почти под гусеницы лезет! По целине еще ездили, но для танкиста это не трюки, а обычная работа. Всего было 2 танка и тягач. Во втором танке был солдатик, не помню, как зовут его, рядовой. Но он за мной ездил только, когда оба танка для кадра снять нужно было, а трюки все я выполнял. Однажды оператор спросил: «Сумеешь сосну долбануть?». А почему не сумею? Смог, конечно! Я когда ее сбил, сосна на танк упала. Я развернулся, ехал прямо с деревом мимо оператора, на кочку попал, меня подбросило, сосна свалилась с танка. А оператор подумал, что я ее специально уронил, даже фотокарточка есть. Операторы почти каждый трюк фотографировали, жаль, что только одна фотография сохранилась. Курировал фильм генерал-лейтенант, зам. командующего по боевой подготовке Подобед (к сожалению, не помню его имя, может, и должность назвал не точно, пусть уж он извинит меня, если что). Он почти каждый день мне звонил, расспрашивал, что да как. Я ведь день снимаюсь, ночь ремонтируюсь. Однажды вторая машина сломалась. Отправили в ночь в Курган два «КамАЗа» за запчастями, к утру привезли. Машину отладили и опять на полигон! -- Кроме Невзорова, с кем еще на съемках встречался? -- Нуржуман Ихтымбаев с нами снимался. Он играл представителя завода, но с ним я мало общался. Юрий Каюров – наркомом был, Тамара Семина -- медсестра, потом ее заменили Валентиной Паниной. С Каюровам снимался, когда с ВИЗовского металлургического завода танки отправляли (по фильму -- это южный завод). Мы приехали на завод ночью, поставили танки, брезент сверху накинули. Утром рабочие на работу пришли, а на проходной танки стоят, паника у людей началась. Режиссер быстро приказал таблички с надписью «киносъемка» повесить. Народ только тогда успокоился и по своим местам разошелся. Нам велели выстроиться в одну линию, а за нами танки стоят. Каюров давал нам напутствие. Нас даже загримировали, какой-то грязью намазали. А еще с Каюровым на полигоне были. Нам привезли из музея «сорокопятку» (пушку), стреляли из нее по танку. Потом подъехали к танку моему, я вылез, им крестиком нарисовал, где попадания были, а где рикошетом ушло. Холостыми патронами палили, конечно, а потом ставили пиропатроны, чтобы показать взрывы. Тамара Семина сначала снималась в фильме, потом ее заменили Валентиной Паниной. Хотя хорошая женщина была, можно сказать, простая баба. Выпивала только крепко, за это убрали ее. -- Разве разрешалось артистам пить во время съемок? -- Нет, конечно. Никто и не знал, что она пьет. Мы же в лесу, на полигоне, где ей взять? Она термос привезет с собой и кофе попивает. А в кофе, оказывается, коньяк! К вечеру уже и напьется. Ругал ее режиссер сильно. А ей что, только плечиками пожимает! Один раз вообще с аэропорта на полигон Семину привезли, а она даже двигаться не может, день съемочный пропал. Режиссер кричит на нее, что съемку сорвала, а она ему ручкой: «За мой счет! Вычтите из зарплаты». А 3 тысячи рублей теми деньгами! Солдатика моего напоила как-то. Мы сцену отсняли и поехали в танке на обед, а это 2 километра. Тамара Семина сказала, что не поедет, и Ихтымбаев тоже, я с ними солдатика оставил, чтобы он костер поддерживал. Приехали обратно, смотрю, а рядовой навеселе сильно. «Пил? -- спрашиваю, -- да вот Тамара кофе налила, угостились». Оператор с режиссером подходят, а Семина лежит на брезенте около костра чуть не вдрызг! Солдатику ничего не было, я его в танк забросил, и поехали в лагерь. А вот Семину после этого уволили. После этого мы неделю не снимались, а потом Валентина Панина приехала и Ленинградского театра. Однажды пургу снимали, привезли вентилятор, на него снег кидали лопатами, он дует на танк. Холодища! Все поддали, конечно. Мне тоже предлагали, но я отказался. Говорю: «Хотите, чтобы я вас всех задавил к чертям!?» После съемок нас всех пригласили на монтаж фильма. Монтажер кладет кадры, режиссер выбирает, что куда, склеивает из одной, из другой пленки. А звук как интересно записывали! Я крутился около часа вокруг оператора на танке, звук записали, а потом при монтаже разбрасывали куда надо было. -- Часто фильм смотришь? -- Давно уже не смотрел, но когда есть возможность, всегда смотрю, и всегда помню, где я в кадре должен появиться. Самое интересное, что я тогда не понимал, что снимаюсь с такими звездами, хотя актеров знал всех. Моей фамилии даже в титрах нет, даже нет никакого упоминания, что я каскадером был. А ведь мне даже доверили весь сценарий прочитать и проверить, что бы все технически грамотно в фильме было. -- А Невзоров, Ихтымбаев или Семина узнали бы тебя сейчас? -- Нет, конечно, столько людей мимо них прошло за эти годы. С оператором только хотелось бы сейчас встретиться, он хороший мужик. -- А если бы все вернуть назад, попытался бы поближе познакомиться с актерами, побольше узнать о них? -- Если бы сейчас снимался, конечно, по-другому себя вел, а тогда я все воспринимал как рабочие будни и просто старался лучше выполнить свою работу.
Врезка в текст Фильм «Главный конструктор» В 1980 году на экране появился 2-серийный фильм Свердловской киностудии «Главный конструктор». Поставленный по книге Я.Резника «Сотворение брони», этот фильм был историей создания в предвоенные годы советским конструктором М.И.Кошкиным танка «Т-34». Зима 1940 года. До начала Великой Отечественной войны оставалось 16 месяцев. Страна остро нуждалась в современном и надежном вооружении. На одном из военных заводов начальником конструкторского бюро назначают молодого конструктора Михаила Кошкина. Приняв КБ, он всех увлек своим новым проектом танка Т-34. Были созданы две демонстрационные машины, но из заявки на показ новых танков в Кремле их почему-то вычеркивают. Чтобы доказать совершенство своей модели, Кошкин принимает решение идти своим ходом в Москву.
|